Востребованы ли подземные переходы в современных городах, сколько денег необходимо на содержание, спасают ли такие конструкции от ДТП? Об этом редакция поговорила с урбанистом из Ставрополя Андреем Черняковым.
В краевом центре есть шесть «подземок». Они расположены в районе ЦУМа, около краевой больницы, на площади 200-летия, возле СтГАУ и неподалёку от остановок «Нептун» и «Малая химия» на проспекте Кулакова.
О том, зачем изначально строили подземные переходы, рассказал урбанист Андрей Черняков. Он отметил, что базовый принцип формирования городской среды заключается в уровне её комфорта для всех. И автомобилистов, и мам с колясками, и пешеходов и пенсионеров. Однако на этапе строительства «подземок» с этим принципом особо не считались, пояснил эксперт. В советских учебниках по градостроительству говорилось лишь о разведении потоков людей и машин.
«В любом городе насчитывают около 30 процентов маломобильных горожан. Очень часто к этой категории принято относить пенсионеров, людей на инвалидных колясках и с проблемами опорно-двигательного аппарата. Однако маломобильным может быть и молодой человек, который несёт большую сумку», — пояснил Черняков.
Чтобы приспособить подземные переходы для маломобильных граждан, туда ставят подъёмники. Но эксперт подчёркивает, что это оборудование работает не всегда.
«Я сам пробовал. На переходе возле площади 200-летия есть такая система, но она не включается. Как правило, системы не работают, потому что дорого содержать. При этом на месте никого нет — пожаловаться некому. Поэтому каждый раз, когда человек не может воспользоваться подъёмником, нужно обращаться в комитет городского хозяйства», — говорит Черняков.
Большинство урбанистов и архитекторов в разных городах не поддерживают строительство «подземок», а в других странах их попросту закапывают.
«Например, подземка у ЦУМа — там такой уклон пандусов, что ими пользоваться невозможно, при этом они узкие. Они стали более недоступными, когда там появились музыкальные ступеньки. Зимой невозможно зайти — они скользкие. Поэтому регулярно там два пролёта стоят перекрытыми, появляется пробка из людей. Этот момент не продумали», — добавил урбанист.
Бытует мнение, что переходы спасают от пробок и ДТП, однако урбанист не согласен и с этим утверждением. Например, мамы с колясками часто перебегаю дорогу рядом с ЦУМом. По словам Чернякова, это происходит регулярно и провоцирует происшествия.
«Зная, что там находится «подземка», водитель не ожидает появления пешехода. Следовательно, внимательность снижается, а вероятность небрежного вождения растёт. Имеет смысл говорить о надземном переходе. Пешеходы как были, так и останутся. Машины в любом случае будут стоять на перекрёстках. 10-20 секунд времени абсолютно не влияют на дорожную ситуацию. Автомобилист комфортно едет в своей машине, спокойно может подождать переходящего через дорогу человека», — добавил эксперт.
Есть ещё один существенный минус — содержание подземных переходов. Урбанист рассказал, что одна такая конструкция обходится в среднем в 200 тысяч рублей в месяц. Сюда входят освещение, уборка, текущие ремонты. В год эта сумма составляет около 2,5 миллиона рублей. Раз в 5-10 лет требуются капитальные ремонты, стоимость которых составляет около 9 миллионов рублей.
Безопасность
Подземные переходы часто притягивают маргинальные слои населения, считает урбанист. Он рассказал, что одно время в «подземке» рядом с «Нептуном» часто нападали на горожан. Такой довод говорит не в пользу безопасности конструкции.
При этом есть варианты, когда подземные переходы уместны. Урбанисты советуют строить их за пределами городов, на скоростных трассах. Там необходимо разводить потоки пешеходов и машин.
«Весь мир уже давно отказался от использования таких переходов, однако у нас они до сих пор есть. Это происходит из-за непонимания транспортной системы, принципов дорожной безопасности», — считает Черняков.
У переходов больше минусов, чем плюсов, говорит урбанист. Эти конструкции не оправдали целей, которые в них закладывались — минимизация ДТП, повышение скорости дорожного движения и пропускной способности.
«Я считаю, что их надо зарыть. Я бы оставил в Ставрополе переходы через проспект Кулакова. Там автомобильный трафик в несколько десятков раз больше, чем пешеходный, и нет устойчивого плотного пешеходного потока. В этой ситуации надземный переход будет ввести проблематично. Учитывая ширину улицы, для её перехода понадобится около 40 секунд — это негативно отразится на дорожной ситуации. Это единственное место, где он нужен. Однако если их оставлять, их надо обязательно приспособить под маломобильных людей. Сделать нормальные пандусы, работающие подъёмники, хорошее освещение», — пояснил урбанист.
Андрей Черняков отметил, что сейчас строительство подземных пешеходных переходов в городе не планируется.