Представитель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» — это человек, который самостоятельно решил помогать в поисках пропавших людей независимо от пола, социального статуса, благосостояния и вероисповедания. Единственное правило: участнику движения должно быть от 18 лет.
О работе отряда новым добровольцам рассказали на встрече в «Лофте».
«Наши добровольцы — это обычные люди, которые приняли решение помогать в поисках. Они ответственны и самостоятельны. Несмотря на то, что для вступления в отряд должно быть 18 лет, к нам поступают заявки и от более молодых жителей региона. Например, мы ждём, когда трём девочкам исполнится по 18 в октябре, ноябре и декабре, чтобы они смогли стать полноценными поисковиками. Сейчас они поддерживают с нами связь, общаются, спрашивают обо всём», — рассказала старший волонтёр новичкового направления «Лиза Алерт» в Ставропольском крае Екатерина Селиванова.
Возраст основной массы людей в отряде составляет от 25 лет. При этом самому молодому сейчас 18, а старшему — 65. По большей части юные поисковики работают в информационном пространстве: в соцсетях, на телефоне. На поиски в поля чаще отправляются мужчины.
«У нас есть военные в отставке, которые могут принимать участие в поисках круглосуточно. Основная масса — это люди со стабильным графиком, которые выезжают на поиски после работы. Бывают такие случаи, когда люди едут утром в офис, после работы отправляются на задание отряда, затем возвращаются домой — часик-полтора поспали, и снова на работу. Но такое бывает очень редко, потому что мы чаще всего находим людей в первые сутки, если к нам быстро обратились», — отметила Екатерина Селиванова.
В составе ставропольского отряда есть люди самых разных профессий: водители, бизнесмены, государственные служащие, полицейские, работники МЧС и сферы IT, кинологи. Благодаря этому каждый может найти себе в «Лиза Алерт» занятие по душе — есть свыше 25 направлений деятельности.
«Участники нашей инфогруппы круглые сутки сидят на телефоне. Это люди, которые опрашивают родственников, свидетелей пропавшего, те, кто полностью координирует весь поиск. Также есть операторы 8 800 — они дежурят на горячей линии посуточно. Техники и ребята из IT обслуживают оборудование и программное обеспечение, так как у нас имеется не только сайт, но и мобильное приложение, созданное для облегчения получения информации о поиске», — рассказала Екатерина Селиванова.
Кроме того, в поисковой деятельности участвуют ставропольцы, у которых есть квадрокоптеры. Они помогают делать фото с воздуха. Работают картографы, составляющие чертежи местности по снимкам, бизнесмены с собственными вертолётами для воздушного поиска.
«У нашего отряда есть дружественный вертолётный поисково-спасательный отряд «Ангелы». В основном они выполняют задачи в Центральном федеральном округе, но иногда помогают и нам. Отряд появился из объединения бизнесменов, которые предоставили на безвозмездной основе свои вертолёты. Эти люди полностью оплачивают использование транспорта, парковку в аэропорту, топливо, вылетают по ориентировкам, чтобы найти пропавших, а также помогают с воздуха потерявшемуся выйти из леса, если есть такая возможность — говорят с ним по телефону и направляют. Когда работает авиация, в зоне поиска не должно быть никого, чтобы с воздуха нельзя было спутать обычного добровольца с пропавшим», — поделилась Екатерина Селиванова.
Также есть конное направление. Туда входят владельцы ферм и школ, которые предоставляют для поисков своих лошадей. На них можно прочёсывать местность.
«Искать человека в лесу на лошади — намного быстрее, чем пешком. Да и эффективнее. Ещё это животное никогда не наступит на тело погибшего или человека без сознания, в то время как поисковик может не заметить», — пояснила собеседник информагентства.
Отряду помогает и группа обеспечения, предоставляющая безвозмездно продукты питания и необходимое оборудование. Важно отметить, что «Лиза Алерт» не принимает финансовую помощь: у отряда нет юридической регистрации и расчётного счёта.
«У нас есть ребята, у которых имеется оборудование для полевой кухни, они обеспечивают нам питание, когда поиски затягиваются и когда есть возможность для этого. Также отряду часто помогают множество людей, которые не состоят напрямую в «Лиза Алерт». Например, когда проходили долгие поиски бабушки в селе Боргустанском, местные готовили нам обеды. В селе Северном, где искали ребёнка, жители пекли для нас пирожки и приносили по несколько больших пакетов с едой. Также сотрудники полиции и администрации договорились о питании в школьной столовой. Бизнесмены из Ставрополя привозили нам питьевую воду и нескоропортящиеся продукты. Но бывают такие моменты, когда мы уезжаем на поиск, находимся там несколько суток и приходится полностью обеспечивать себя самим. Когда нам помогает кто-то, это, конечно, приятно, но изначально мы на это даже не рассчитываем. Добровольничество в «Лиза Алерт» — это наш выбор, и нам никто ничем не обязан, мы сами захотели помогать людям», — рассказала Екатерина Селиванова.
Кого ищут в первую очередь
Основные группы пропавших — это дети до 12 лет, подростки, взрослые, пожилые и инвалиды. Бывает так, что в один момент появляется сразу несколько заявок на поиск. Приоритет отдаётся наиболее беззащитным, а затем — всем остальным.
«Прежде всего мы ищем детей до 12 лет, так как они в трудной ситуации не смогут сами себе помочь: найти еду, попросить о помощи. Затем будет выбран поиск пожилых и людей с инвалидностью, так как в старшем возрасте пропавшие не всегда ориентируются в пространстве», — говорит статист отряда «Лиза Алерт» Елена Кузьмичкина.
Следующие в очереди — подростки. Обычно это «бегунки», которые приняли решение самостоятельно уйти из дома. Но бывают ситуации, что дети теряются и им требуется помощь.
«Был такой случай, когда одна из наших групп ночью отправилась на поиск и нашла далеко за городом на обочине дороги двоих подростков. Возник вопрос, что они там делают? Оказывается, дети решили на велосипедах прокатиться в другой город, чтобы купить телефоны, а на обратный путь им сил не хватило. Таким образом волонтёры предотвратили поиск, который ещё не начался», — рассказала Елена Кузьмичкина.
После подростков добровольцы ищут взрослых. Иногда они осознанно не выходят на связь со своими родственниками, потому что не хотят общаться.
«Но мы будем искать таких людей всё-равно, и поиск будет продолжаться до тех пор, пока мы их не найдём», — говорит собеседник «Победы26».
Всё общение волонтёров проходит на форуме официального сайта «Лиза Алерт», также в Ставропольском крае существуют официальная группа «ВКонтакте» и чат в Telegram. При желании жители края могут помогать в поисках по всей стране.
«Помимо сайта у наших поисковиков есть специальное мобильное приложение, с помощью которого можно зарегистрировать человека на поиск. Нужно лишь отсканировать QR-код. У нас есть официальное сообщество, там находится анкета, которую можно заполнить. После этого с вами свяжутся и примут в поисково-спасательный отряд. Далее вас включат в новичковый чат, в котором будет вся необходимая информация о поисках и многое другое. Также у нас есть рабочая группа в Телеграме. Она больше подходит тем, кто не может постоянно сидеть в соцсетях и мониторить активные поиски, там содержатся лишь необходимые данные», — объяснила Екатерина Селиванова.