Тему обсудили на заседании дискуссионного клуба «Горбачёв». Нашлись как сторонники, так и противники такой инициативы.
Половина участников клуба считает возможным аккуратное и экологичное вмешательство в леса на территории Ставрополя. По их мнению, это создаст дополнительные удобства для горожан. Иную позицию отстаивали оппоненты, которые уверены, что вмешиваться в зелёные зоны не следует, чтобы не нанести вред природе.
Позиция первая
Общественный активист Алан Мисиков предположил, что при благоустройстве городских лесов вполне допустимо создавать различную удобную для людей инфраструктуру, в том числе и закусочные.
«Я предполагаю, что городские леса нужно благоустраивать, делать там «шаурмичные», пункты перекуса, лавочки. Чтобы люди могли наслаждаться жизнью и пользоваться лесами», — сказал Алан Мисиков.
Общественник считает, что полностью оставить леса неприкасаемым субъектом в современных реалиях невозможно.
«Мы, лес и город — одна экосистема. Мне понравилась позиция, состоящая в том, что лес должен быть интегрирован в нашу жизнь, мы должны пользоваться этими эстетическими и экологическими составляющими. Чем больше леса в жизни человека, тем человек органичнее», — говорит Алан Мисиков.
Общественник выступил за идею оборудовать комфортные тропинки в Таманском лесу, по которым можно добраться до Комсомольского пруда. Это разгрузит транспортный поток к главной местной достопримечательности.
Мисиков подчеркнул, что не обязательно благоустраивать все части лесов. «Дикие» участки также нужны людям, но механизм отдыха там будет иным — более активным. Например, это могут быть пешие прогулки или катание на велосипеде.
Также общественник высказался против идеи некоторых экоактивистов, которые призвали максимально оградить ставропольские леса от людей. Он назвал это «лесным диссидентством».
Позиция вторая
Руководитель эко-движения «Субботник» Вячеслав Маркин предположил, что предложение строить в лесах на территории Ставрополя закусочные могло быть высказано лишь для обострения дискуссии.
«Я думаю, что это, скорее всего, был стёб. Но если серьёзно об этом говорить, это находится не в рамках закона», — сказал Маркин.
Активист считает, что природе, напротив, требуется больше защиты от человека. Помочь в этом могут специальные службы. В качестве примера он рассказал об опыте некоторых европейских стран.
«Например, в Швейцарии есть специализированное подразделение, которое называется лесной полицией. Это служба, которая следит за тем, чтобы в лесах не рубили деревья, не разводили костры и не мусорили. Если пойти по примеру Швейцарии и сделать такое подразделение — это было бы оптимально», — подчеркнул Маркин.
По мнению общественника, пока специальные отряды создать невозможно из-за зацикленности государства на иных проблемах. Чтобы справиться с этим, необходимо чаще указывать на проблемы экологии.
Полярного мнения придерживается урбанист и городской активист Лада Дубинина. Она уверена, что при правильном подходе к благоустройству лесов инициатива станет полезной для горожан.
«Делая среду человека более удобной, мы формируем его культурные привычки. Если мы человеку показываем, что здесь красиво и удобно, рука не поднимается мусорить», — заявили Дубинина.
В качестве примера она рассказала о ставропольском активисте Юрии Никулине, который развешивает мешки для мусора в Таманском лесу. В местах, где они появляются, чище, чем на других участках.
«Я ратую за то, чтобы придумать новые формы взаимодействия с лесом. Чтобы люди больше туда ходили, чтобы они больше времени там проводили, чтобы они имели возможность медитировать. Есть в лесу пустые места, где не растут деревья. Их можно творчески переосмыслить, не нарушая экологию, но создавая новые форматы», — резюмировала спикер дискуссионного клуба.